4 года обучения
Основной задачей первого года обучения является работа актера над собой, над изучением основных навыков актерской техники. Освоение теории и практики должно органически сочетаться с практическими занятиями по мастерству актера.
Работа по воспитанию актера школы Московского Художественного театра ведется на основе метода К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Также важнейшей задачей первого курса следует считать наиболее полное выявление индивидуальности каждого студента. По окончании первого года определяется состав курса и возможность дальнейшего обучения студента профессии.
В основе программы лежит принцип: «от сознательного овладения артистической техникой к подсознательному пользованию». Основные элементы, развивающие аппарат актера: внимание, сценическое общение, воображение и фантазия, эмоциональная память, чувство правды и вера, восприятие, освоение предлагаемых обстоятельств.
Практические занятия на первом курсе включают в себя:
Тренинг,
Упражнения на память физических действий,
Этюды-наблюдения на различные темы (животные, предметы и т.д.),
Этюды на органическое молчание,
Этюды на профессиональные навыки,
Этюды на событие,
Этюды на создание атмосферы,
Этюды на фантазию (эстрадно-пародийные номера, цирк, и т.д.)
В течение года проводятся показы самостоятельных работ, которые не выносятся на зачеты и экзамены.
Главной задачей второго года обучения является умение действовать в обстоятельствах предлагаемых автором. Работа должна быть направлена на освоение элементов воплощения. Второй год должен стать серьезной школой всестороннего исследования драматургического материала роли, учитывая особенности стиля произведения, языка автора.
Практические занятия включают в себя работу над отрывками. Переход к авторскому тексту — это новый этап, связанный с овладением техникой словесного взаимодействия. Анализ сценического материала:
событийный ряд, события, главное событие;
сценическое действие: логика, последовательность,
целесообразность;
сквозное действие;
природа конфликта;
задача, сверхзадача;
оправдание задач;
выразительные средства в достижении целей;
атмосфера;
жанр;
художественный образ;
внутренняя и внешняя характерность, перевоплощение;
природа ансамблевого творчества.
На втором году обучения студенты должны воспроизвести логику борьбы в сценическом событии и выполнять искренне действия, без которых это событие не может осуществляться.
Студенты второго курса также участвуют в спектаклях старших курсов, в спектаклях московских театров и концертах.
Начиная, с третьего курса основу преподавания мастерства актера составляет работа над ролью в спектакле.
Первоначальный этап — подготовка актов из пьес. При подборе учебного репертуара важно учитывать необходимость последовательного освоения студентами различных драматических жанров.
Главная задача третьего курса — научиться действовать в образе.
Повышается значение самостоятельной работы студента над ролью — изучение драматургического материала, создание биографии образа, работа над текстом, обработка отдельных кусков роли (по указанию педагога).
Четвертый год обучения посвящается подготовке и выпуску дипломных спектаклей. Также показам на сцене учебного театра спектаклей созданных ранее. Этот год является переходным этапом к профессиональной творческой работе в театре.
Умение действовать в образе на сцене в присутствии зрителя, владеть вниманием зрительного зала, чувство ответственности за проведения спектакля и его успех — это основные задачи, встающие перед студентами на четвертом курсе.
|